МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области
село Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области
  • Региональный практико-ориентированный семинар «Функциональная грамотность школьников как интегративный результат и качество образовательной деятельности»

    Вопросы формирования и развития функциональной грамотности рассмотрели на региональном семинаре 28.02.2025, состоявшемся в МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны. Начиная с 2023 года, школа работает в этом направлении как региональная инновационная площадка.
    Региональный практико-ориентированный семинар «Функциональная грамотность школьников как интегративный результат и качество образовательной деятельности».

    Вопросы формирования и развития функциональной грамотности рассмотрели на региональном семинаре 28.02.2025, состоявшемся в МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны. Начиная с 2023 года, школа работает в этом направлении как региональная инновационная площадка.

             На семинаре в этот день, помимо педагогов разных школ, присутствовали представители Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Липецкой области: Углова Наталья Вячеславовна, канд. филол. наук, заведующий кафедрой гуманитарного и эстетического образования, Дуванова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического образования, Коломийцева

    Елена Михайловна, специалист по УМР. В семинаре также приняла участие Красненкова Зоя Николаевна, главный специалист-эксперт отдела образования администрации Тербунского муниципального района.

             Программа семинара включала 5 тематических блоков. Первый из них -«Развитие функциональной грамотности учащихся в урочной и внеурочной деятельности». Участникам семинара на выбор были предложены: интегрированный урок литературы в 8 классе «А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (учитель Гулевская Ольга Михайловна), интегрированный урок биологии в 11 классе «Гипотеза зарождения жизни на Земле»  (учитель Болгова Надежда Витальевна), внеурочное занятие курса «Функциональная грамотность» в 3 классе «Хлеб – всему голова» (учитель Пилюгина Марина Валерьевна). В ходе открытых занятий педагоги продемонстрировали различные методические приемы и способы организации образовательной деятельности обучающихся, направленные на формирование и развитие их ключевых компетенций и креативного мышления, интеграцию читательской, естественно-научной, математической, финансовой грамотности, овладение глобальными компетенциями. 

             Во 2 блоке «Технологии формирования и развития функциональной грамотности» педагоги МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны представили для своих коллег и гостей семинара ряд мастер-классов.

    Гулевская Ольга Николаевна, заместитель директора школы по УВР, рассказал о наставничестве как механизме развития функциональных навыков школьника и познакомила с инструментами коммуникации педагога-наставника.

    Учитель русского языка и литературы филиала в с.Казинка Тезиева Лия Сулеймановна провела мастер-класс «Развитие функциональной грамотности через интеграцию предметного содержания на уроках и во внеурочной деятельности (литература, история, музыка, краеведение)». Вместе с ней участие в семинаре принял отец Алексей (Красильников).

    Учитель русского языка и литературы Гулевская Ольга Михайловна презентовала опыт работы по теме «Функциональная грамотность школьников в аспекте краеведческой работы».

             3 тематический блок семинара был посвящен формированию функционально развитой личности через призму патриотического воспитания обучающихся. Заместитель директора школы по ВР Маслова Ольга Владимировна рассказала о реализации масштабного патриотического проекта «Во имя Победы!», старт которому в школе был дан в январе. Проект посвящен 80-летию Великой Победы и включает в себя 12 внутришкольных проектов, разработанных педагогами и учащимися 1-11 классов, дошкольной группой, школьной библиотекой.

    Презентацию одного из таких проектов - сетевого межрегионального проекта «Когда пылал мой край в огне» - провела классный руководитель 9 класса Болгова Надежда Витальевна. Она представила суть проекта, который уже реализуется и насчитывает 15 команд, а также отметила, что он вышел за пределы районного мероприятия, так как к нему присоединилась команда из Касьяновской школы Володарского муниципального округа ДНР.

    Ученица 11 класса Гулевская Арина представила педагогам свой проект, который в 2024 году стал победителем муниципального конкурса молодежных проектов  и получил грант на реализацию. Это историко-патриотический квест «Здесь прошли бои жестокие. «Малая Прохоровка» на Тербунской земле», разработанный школьницей на краеведческом материале. Его проведение запланировано на май и июль 2025 г.

    4 тематический блок семинара назывался «Театральная педагогика и функциональная грамотность: точки сопряжения». Заместитель директора по ВР Маслова Ольга Владимировна рассказала о школьном театре «Лицедеи» как площадке для развития функциональной личности школьников. Был представлен сборник пьес, поставленных на школьной сцене с 2022 по 2024 гг. Участники семинара также смогли увидеть наиболее яркие видеофрагменты школьных спектаклей, которые становятся настоящим событием не только для учеников и педагогов, но и для родителей, жителей села.

    5 блок завершал работу семинара и был посвящен функциональной грамотности школьников как интегративному результату и качеству образовательной деятельности. Акцент на этом сделала Гулевская Ольга Николаевна, заместитель директора школы, представляя работу региональной инновационной площадки за минувший 2024 год. Ольга Николаевна отметила, что  такой подход направлен на формирование у учащихся универсальных и одновременно мобильных знаний через развитие во взаимосвязи интеллектуальных, когнитивных и творческих сторон личности учащихся, достижение конечного итога образовательной деятельности, который объединяет в себе комплекс компетентностей и качеств обучающегося.

    О локальной идентичности как части городской грамотности подростка рассказала          Дуванова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУДПО ЛО «ИРО». Углова Наталья Вячеславовна, канд. филол.наук, заведующий кафедрой гуманитарного и эстетического образования ГАУДПО ЛО «ИРО», представила читательскую грамотность в контексте цифровизации культуры.

    Участники семинара проделали плодотворную работу, обсудили вопросы формирования и развития функциональной грамотности учащихся как современного результата образования, овладение которым поможет школьнику адаптироваться в постоянно меняющемся мире, будет способствовать стремлению к постоянному саморазвитию и готовности к обучению на протяжении всей жизни, но при этом сохранит его духовно-нравственный потенциал и цельность личности. 

    В завершение участники семинара выразили благодарность коллективу школы с.Вторые Тербуны за представленный опыт, отметили его ценность и важность с точки зрения профессионального роста и развития, обогащения новыми формами и технологиями развития функциональной грамотности школьников. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике